Только украинские лицензионные проекты - на сегодня в нашей базе 1885 проектов коттеджей и домов
Проекты домов и коттеджей
Наши телефоны: +38 (057) 758-25-06, +38 (044) 599-47-40
Ваша корзина

Договор на строительство



Договор — это первоочередное и единственное звено, обуславливающее все взаимоотношения между Заказчиком и Подрядчиком. Для того чтобы правильно и грамотно заключить его, необходимо обратить внимание на некоторые вещи, без которых или без правильного толкования которых могут на различных стадиях строительства возникнуть спорные вопросы, а в некоторых случаях — даже материальные претензии. Про неправомерные последствия даже и говорить не хочется, хотя и они нередко имеют место быть. Естественно, не всякий Заказчик оканчивал ту или иную Юридическую Академию, но правильно и грамотно оценить ситуацию, а также следовать по определенному сценарию при заключении Договора на строительство с подрядной организацией (Подрядчиком) в его силах. Осветить некоторые вопросы (на наш взгляд важные и даже приоритетные) помогут вам специалисты нашего журнала, опираясь на законодательство Украины, а также на подборку житейского как негативного, так и позитивного опыта наших читателей.

 

Начнем, как говорится, с начала.

 


 

 

Место заключения Договора на строительство дома

 

 Договор на строительство дома или иного объекта может быть заключен где угодно. Хотите — на вашей территории (квартира, дача, место будущего вашего коттеджа и т.д.), а хотите — в офисе подрядной организации. Это ваше право и желание. Но что важно: вся переговорная часть обязана происходить только в офисе фирмы, которую вы выбрали в качестве застройщика. Это нужно для того, чтобы избежать возможных негативных последствий. Находясь в офисе компании, вы сможете сориентироваться в предназначении компании по роду своей основной деятельности. Офис строительной компании сильно отличается от офиса любой другой компании. Мы не хотим сказать, что строители неряшливы и безалаберны, наоборот, это очень пунктуальные и скрупулезно грамотные люди. Просто в силу обстоятельств профессии практически невозможно содержать офис компании в идеальном порядке. Строительная документация очень объемна и выполнена на бумаге зачастую больших форматов, а образцы продукции, сертификаты, накладные и прочие документы волей-неволей будут попадаться на глаза. В свою очередь, полный разгром в офисе тоже дает ответ на вопрос: «А не будет ли и мой дом построен в таких же традициях?».

 

Правовая основа Договора капитального строительства

 

 Первое, с чего должен начаться разговор, это с того, что строительная компания обязана предоставить вам свою лицензию. Лицензия должна быть оригиналом или, в крайнем случае, заверенной нотариально копией. Простая ксерокопия не является подтверждением правомочности деятельности строительной компании. В лицензии должны быть прописаны все пункты строительного процесса, по которым компания может производить работы. В случае если возникает ситуация, что у компании нет разрешения на производство каких-либо работ и она будет привлекать под них другую субподрядную организацию, то вам обязаны предоставить те же юридически правильно оформленные документы на право производства таких работ у субподрядной организации.

 

Внимание к мелочам

 

 При составлении Договора капитального строительства необходимо обращать внимание и на вещи, кажущиеся вам мелочами. Договор обязательно должен иметь свой порядковый номер, Договор с номером б/н (без названия) к юридическому рассмотрению не принимается. Далее нужно проследить, чтобы в Договоре было прописано место (город, а иногда государство), где он заключен. Ведь именно там и будет юридическое разбирательство по данному Договору в случае подачи судебных исков. Обязательно должны быть прописаны даты заключения и окончания Договора. Без этого Договор не является вступившим в юридическую силу. В случае если Договор рассчитан на пролонгацию, то это должно быть в нем прописано. Пролонгация вступает в силу с определенного, прописанного числа и длится всегда определенное оговоренное время. Всегда должны быть указаны точные сроки начала и сроки завершения обязательств по Договору. В так называемой «шапке» Договора обязательно прописываются все действующие лица данного Договора (Заказчик, Подрядчик, а также все субподрядные организации, принимающие то или иное участие в нем) с указанием, в лице кого они представлены, в какой должности и на каком основании (Устав, Положение и прочие правовые формы).

 

Предмет Договора

 

 В нем описывается основная суть данного Договора. Должно быть указано: где, по какому адресу будет происходить строительство вашего дома, кем и на основании чего. Основанием является строительная документация или, проще говоря, Проект. В Проекте всегда указывается: кем он разработан, его название или инвентарный номер. Это тоже нужно прописать в данном пункте Договора. Проект не должен быть обезличен, дабы впоследствии не было никаких претензий между Заказчиком и Подрядчиком о правильности толкования того или иного момента в архитектурном решении.

 

Права и обязанности Сторон

 

 В этом пункте нужно оговорить, какая из Сторон что должна делать. Например:
4 Подрядчик обязан выполнять предусмотренные настоящим Договором работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и в соответствии со Сметой, определяющей цену работ.

 

4 Заказчик обязан в течение пяти дней, с момента заключения настоящего Договора, предоставить Подрядчику всю техническую документацию по своему объекту, необходимую для выполнения оговоренных работ.

 

4 Подрядчик должен устранять по требованию Заказчика и за его счет недостатки, за которые Подрядчик не несет ответственности. Подрядчик вправе отказаться от выполнения обязанности, указанной в настоящем пункте в случае, когда устранение недостатков не связано непосредственно с предметом настоящего Договора либо не может быть осуществлено Подрядчиком по не зависящим от него причинам.

 

4 Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от требований сметной документации, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом Подрядчику. Если Заказчик не сделает такого заявления, он теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

 

4 Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения настоящего Договора. В этом случае Заказчик обязан выплатить Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Договора. Заказчик также будет обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением настоящего Договора.

 

Мы привели для примера только несколько пунктов. На самом деле их значительно больше, и составляются они исключительно индивидуально к каждому Договору, исходя как из сложности строительного процесса, так и относительно личностных отношений между Заказчиком и Подрядчиком. Ко всему прочему, нужно обязательно договориться, кто будет закупать материал для строительства. Ведь у каждого свои возможности «добычи» нужного материала по его качеству и стоимости. Все это указывается в Смете, которая является неотъемлемой частью настоящего Договора. В случае закупки и поставки материала Заказчиком он обязан согласовывать количество и сроки поставки с Подрядчиком. Все ваши договоренности не должны остаться на словах, а должны быть прописаны в Договоре.

 

Порядок приемки работ и требования к качеству

 

 В данном разделе Договора на строительство нужно указывать: кто, в какие сроки и с какими полномочиями будет производить как приемку, так и сдачу объекта строительства. Это может происходить как все сразу (весь объект целиком), так и по частям, по отдельным этапам строительства дома. Сдача работы Подрядчиком и приемка его Заказчиком оформляются Актами приема-сдачи, которые подписываются обеими Сторонами. При отказе одной из Сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой Стороной. Приемка работ осуществляется Заказчиком обычно в течение 3 дней после получения им сообщения от Подрядчика о готовности к сдаче объекта. Стоимость приемки работ входит в Смету, предусмотренную Договором, и осуществляется Заказчиком в счет причитающейся Подрядчику оплаты. Размер затрат на приемку не может превышать 1 % от сметной стоимости объекта. В случае, если Заказчик затратит на приемку объекта средства, превышающие сумму, указанную в настоящем пункте, все дополнительные расходы по приемке он обязан осуществить за свой счет. Качество принимаемых работ должно быть видно как визуально, так и соответствовать всем строительным нормам по своему конструктиву и техническим параметрам. Все они указаны в ГОСТах и СНиПах по строительству в Украине.

 

Порядок расчетов по Договору

 

 Расчет по Договору на строительство может быть разным по своему объему. Это может быть предоплата, оговоренная между Заказчиком и Подрядчиком по своей процентовке как за весь объем, так и за отдельные этапы строительства. Выплаты можно осуществлять и после сдачи объекта или его части. Такой вид оплаты называется «по факту». Лучше всего осуществлять все финансовые операции через банк. Это надежнее и впоследствии будет проще доказать все этапы прохождения денег. Что касается валюты, то, согласно ст. 533 Гражданского кодекса Украины, денежные операции должны быть исполнены в гривнях. Если в Договоре указан денежный эквивалент в иностранной валюте, сумма, подлежащая оплате в гривнях, определяется в соответствии с официальным курсом такой валюты на день платежа, если иной порядок не предусмотрен Договором. Диспозитивный характер данной нормы обуславливает необходимость четко описать в Договоре, какая валюта будет использована и как проводятся платежи. Допустим, если в Договоре валюта – EВРО, а оплата должна производиться в гривнях, следует указать, что платежи производятся в течение одного банковского дня с момента предъявления счета, чтобы обезопасить себя от убытков, связанных с возможным колебанием курса ЕВРО.

 

Обязательно нужно указывать точные сроки и даты расчетов по Договору. Если это невозможно, то следует взять дополнительную "отправную точку" в Договоре. Например, дату подписания Акта приема-сдачи. Еще один немаловажный факт, если в Договоре отсутствует Смета, то он (Договор) считается недействительным. Нельзя в Договоре указывать: что сколько стоит и какая стоимость работ! Все прописывается исключительно в Смете. Смета, в свою очередь, составляется по тем же юридическим правилам, что и сам Договор. Подробно, со своим номенклатурным перечнем материалов и их стоимостью, как с работой, так и без нее. Все расчеты по Договору производятся только на основании подписанной обеими Сторонами Сметы.

 

Ответственность Сторон

 

 Ответственность Сторон регламентируется действующим законодательством Украины. Это должно быть в вашем Договоре. В дополнение к этому не лишним будет прописать некоторые пункты. Например, как действовать Сторонам при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Обязательно должен быть прописан срок исполнения обязательств по Договору и срок гарантийного обслуживания по нему. Если вы будете вводить в текст Договора штрафные санкции, то обязательно указывайте их объем и срок вступления в действие. То же касается и пени за просрочку выполнения Сторонами обязательств. У штрафных санкций есть как срок начала действия, так и срок окончания (это очень важно). Если это не указать в Договоре, то сами штрафы будут умопомрачительными, а срок их уплаты - бесконечность. Немаловажно будет отметить, что настоящий Договор, Смета и все Приложения к нему должны быть составлены и подписаны в определенном количестве экземпляров и храниться по одному (или по нескольку) у каждой из Сторон. Причем каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу.

 

Почтовые и банковские реквизиты Сторон

 

 В этой части Договора нужно подробно указывать все реквизиты Сторон. Подрядчик должен внести свое название, юридический и фактические адреса с телефонами, свои банковские реквизиты и номер строительной лицензии. Заказчик, в свою очередь, вписывает свои паспортные данные и телефон. Желательно поставить внизу каждой страницы Договора подписи Заказчика и Подрядчика. Со стороны Подрядчика это делает обязательно его уполномоченный представитель. Не обязательно, чтобы подпись всего Договора и его страниц были выполнены одним лицом. В некоторых случаях это делается юридическим отделом Подрядчика или государственным нотариусом. Подписи на оборотных листах Договора нежелательны, ибо подписывается текст этого самого Договора, а не пустое пространство. В окончании Договора Заказчик ставит свою подпись, а Подрядчик подпись и печать. Под каждой подписью проставляется дата.

 

 Мы не стали рассматривать взаимоотношения между Заказчиком и так называемым «шабашником». Надежнее будет, если вы подпишите Договор со строительной компанией. Ее, в случае чего, и найти проще, и спрос с нее строже. Надеемся, что предоставленная нами информация поможет избежать вам многочисленные негативные моменты при подписании Договора на строительство. Помните, что лишний вопрос к выбранной вами строительной компании, возможно, сэкономит ваши деньги.

Наши опросы

Загрузка ...
Постройку дома планируете по проекту или без?
По индивидуально заказанному проекту
По типовому проекту с изменениями
По типовому проекту без изменений
Без проекта
Какое количество этажей в доме считаете оптимальным?
Один этаж
Один этаж +мансарда
Два полноценных этажа
Два этажа + мансарда
Три этажа
Один этаж + цоколь
Один этаж + мансарда + цоколь
Два этажа + цоколь
Два этажа + мансарда + цоколь
Четыре этажа и более
 

Загрузка ...
Задать вопрос:
проект, дом, участок
Рассылка
Загружаю...
Наша кнопка